145
День перестал отличаться от
ночи: клубится мрак непроглядный и ночью, и днём. Весь мир стал — страдание,
цвет его — чёрный, это переклубливается в нём и,
кажется, уже не может пробиться просвет или найтись опора.
Всё одни и те же мысли плыли
через неё, и только их она слышала.
Что именно произошло — Алина
и сама не могла назвать. Что именно происходит, какие выходы тут станут искаться,
— охватить недоступно. Но, с её тонким ощущением вообще чувств, Алина
догадалась, что внешние условия, вот и совместная жизнь, вот и все его новые
заверения — никакие не могут помочь: что между ними двумя рухнуло непоправимо.
Алина всячески отгоняла эту
мысль, не признавала её, не верила ей, но — чувство такое пришло: что жизнь её
разгромлена, раздавлена навсегда. И теперь — изобретай, уступай, прощай,
забывай, — а вернуть прежнего всё равно нельзя.
Она была — его царица. А —
кто теперь?
Он не хочет это вернуть.
У Чехова прочла: „Как я буду
лежать в могиле один, так и живу, по сути, один.”
Мо-ги-лёв.
Могилёв — и стал её могилой.
Рухнуло непоправимо,
придавило беспомощную Алину, и она лежала как в параличе, а когда не лежала —
так как лежала, и когда не ночь, так как ночь, всё смешалось неразличимо. И эти
бесконечные часы суток оставались силы только осознавать свою безысходную
трагедию. У какой женщины ещё когда была такая ужасная
судьба: ведь он всю жизнь её любил, и сегодня ещё любит, — а рухнуло. Когда не
любят — легче, отваливается. Но — любя??
Его надо бы сотрясти, чтобы
он очнулся.
Но — как его пронзить?
Он даже стал избегать
разговаривать. Внешне соглашается — лишь бы не слушать.
А вот что — все эти муки
перенести на бумагу. И дать ему читать.
Мой Обвинительный Акт — так и написать вверху листа.
И каждый упрёк, который жжёт невыносимо, записывать под следующим номером.
1. Ты унизил меня не только
изменой — но ты растоптал... Ты перестал ценить и понимать, какая хрупкость
тебе была доверена...
От страданий иногда
отнимается соображение. Но надо изложить ему отчётливо, он должен знать мои
терзания.
2. Из-за тебя... И эту самую
большую мою жертву... никогда не оценивая и не возмещая...
Боже, как жалко свои
задушенные возможности! Напишешь-напишешь — и хлынут слёзы.
3. А что ты вообще дал мне
за всю жизнь? Ты лишил меня простора! Ты сделал меня своей послушной тенью.
Говорили Алине: „Ведь вы же
— личность, зачем вы так растворились в нём?” Зачем?.. жена да подчинится
мужу?.. Да можно сказать: она никогда не жила так, как бы ей хотелось. Всегда —
не все потребности бывали удовлетворены.
Ты не поддерживал моих
увлечений... Ты гасил мои порывы... А мои порывы — это лучшее во мне. Но если не удалась твоя жизнь — почему нужно замыкать и делать
бесцветной мою?
4. А чем когда-нибудь ты
для меня пожертвовал? Какой ты совершил для меня подвиг?..
Есть упрёки, уже не раз
брошенные ему в лицо. А есть — не прорвавшие, как нарыв, они-то и мучат больше
всего. А никому не выскажешь, неловко и Сусанне. Так пусть — ему!
5. Ты убил во мне все
желания одно за другим — кроме одного, которое разгорается, оттого что после
твоей измены оно открылось ненасыщенным. И оттого, что оно оскорблено...
Ах, если бы мне больше
легкомыслия в молодости и потом — мне не было бы так тяжело сейчас!
Как прогнать мучительные
мысли? Сядешь и растравляешь себя си-минорной похоронной сонатой Шопена. Нет,
жить мне, по-видимому, больше невозможно. Это — ужас, которого человек не может
вместить! Безумствую от мысли, что он не томится по мне, как я по нему.
Оправдать его может только полная неспособность понять женскую душу.
Нет! Ничто не может его
оправдать! Иногда — припадки бешеной ненависти к нему! Чувствуешь в себе силу
на зло, какой никогда не испытывала. Он ещё не знает, как обманутая женщина
умеет мстить!
Да, мысль о мести,
ещё пока неизвестно какой, взялась подсвечивать ей в этой тьме — ободряющим
угольком. Когда вздумываешь о мести — сразу
чувствуешь, что сильнеешь. На месть — ещё найдутся
силы! Цепкие силы пробираются между чёрных клубов. Если он своих желаний не
сдержал ради жены, — почему должна сдерживаться жена?
Но ревности — он не умеет
ощущать, у него плоская сухая душа. Ревности — в нём не расшевелить.
Отравиться? — было бы легче
всего. Но это не была бы настоящая месть. Он — не достоин её смерти.
Как и жизни её не достоин.
Бьёт и бьёт одна мысль: он
мною пожертвовал! Он мною пожертвовал!
Хотя иногда облегчение:
намного легче, когда видишь, что и он тоже мучается, ему тоже трудно досталось.
А иногда и его страдания уже
не утешают, уже не кажутся доказательством любви.
... Да я
по сути больна... Я не просто срываюсь, я больна.
Да! И он же бросил это
слово: „клинический случай”. Так он — понимает?..
Он — понимает! Так тем он виновнее!
Да, больна! И не
Обвинительный Акт, — надо спешить записывать симптомы болезни, чтобы было что показать врачам. Тут помогут записи из дневника —
хорошо, что всё время записывала состояние, сон, аппетит.
Этот замкнутый флигель, эта
бездеятельность, оторванность от людей — меня погубят. Обстановка в этом
флигеле уже невыносима, всё — отвратительно, до чего ни дотронуться. Переездом
в Могилёв я себя и погубила. Каждый день здесь — уносит год моей жизни. Как я
извелась! В здоровом состоянии как бывает приятно проснуться и порываться к делу.
А теперь — одно отвращение.
Нет, надо срочно
советоваться с врачами: что нужно? Лекарства? массажи? разнообразные
впечатления?
Не потерять мужества и
спасти сама себя. Методически записывать разные случаи с собой, эти внезапные
перемены настроения, чтобы всё это можно было бы сопоставить, и по такому
развёрнутому объяснению станет ясно врачу.
Выздороветь! О, как хочется
выздороветь! Ничего больше не хочется больной душеньке!
Чтоб над каждым делом не
распускался чёрный лопух бессмыслицы: а зачем?