Двадцать четвёртое февраля

 

 

  

13

 

============

ЭКРАН

============

Меж четырьмя бронзовыми конями Аничкова моста

мчатся живые два! — красавцы-кони! —

извозчика-лихача —

мчат легковые санки, в них ездоки —

солидный господин, уверенный и с улыбкой,

и дама рядом, с меховым воротником, в широкой шляпе с перьями.

Но на самом скате с моста — кони поёжились, замялись, заплясали на месте,

извозчик откинулся — изумлённо или в страхе, —

=    молодой мастеровой в поддёвке, шапке набекрень — стал на пути, не побоялся, руку поднял —

и так остановил коней. Одного за узду — и обходит,

показывает взмахом: слезай, мол, слезай!

Извозчик — надулся, лопнет, а господин —

господин монокль откинул, улыбается, недоразумение просто:

— Товарищ! Зачем же так? Я тоже — за свободу! Я — корреспондент «Биржевых Be...»

=    Но не для того парень под скок становился:

Биржевой? Накатался! Сле-зай!

=    За локоть сдёрнули с саней господина.

Господин — своё загалдел, дама — закудахтала, но слезают, извозчик — своё,

=    ну! взамен вспрыгнули с двух сторон приятели:

Гони!

Извозчик ощетинился:

— А кто мне заплатит?

— А вон, видишь? —

показывают:

=    На Фонтанку легковых извозчиков пяток свернули, уже без седоков. И ждут, денег не спрашивают.

=    Парень в санках в рост, обеими руками размахнулся вольно — да на плечи извозчику, хлоп!

Е-дем!

По-ка-тили!

Покатили ребята, не спрашивай, почём, — да вдоль по Невскому!

Вдоль по Невскому

если глянуть вдаль

=    что-то люда много на мостовой и трамваев слишком густо.

=    Ещё какой-то если трамвай идёт, не стал — перед ним мальчишки на рельсы, лет по 15, он тормозит,

прыгают к нему на переднюю площадку

и ручку из рук вырывают!

И — поди не послушайся. Ещё ж его и ругают!

Вагоновожатый пожилой усмехается горьковато, к стенке откинулся. Это ж — работа его, и обидно: ключ отдавать соплякам.

=    Уже унесли, побежали! Ключом трясут и кричат!

=    Пассажиры в трамвае —

по-разному.

А в общем что ж? — выходить, да пешком.

 

* * *

На Казанском мосту,

как проглядывается Спас-на-Крови вдоль канала

смешанная толпа рабочих, баб, по одёжке видно, что с окраины, и подростков.

Дай-те хле-ба!

Ха-тим есть!

И не все, но голоса отдельные стягивают, тянутся вместе стянуть:

Вставай, подымайся, рабочий народ!

Иди на борьбу с капита-а-а-лом!

И — вырвался вверх красный флаг! Подняли там в середине.

И крик молодой надрывный звонкий, одинокий:

— Долой! полицию! Долой! правительство!

А — хода им нет: тут же — конница,

кончилась песня,

драгуны наезжают конными грудями на рабочих — и

теснят их вбок — туда, вдоль канала.

Негрубо, без шашек — туда, к Спасу-на-Крови.

И флага не стало — упал, убрали.

Гул неразборчивый. Крики злые. Утихающий ропот. И только мальчишеские сдруженные весёлые голоса:

Дай-те-хле-ба! дай-те-хле-ба!

=    А на тротуарах — публика почище,

хорошо одетая.

Смотрят зеваками сочувственными,

но радости — как будто и поуменьшилось.

 

* * *

Церковь Знамения.

Памятник Александру III, на красном граните. Император-богатырь, вросший конём навеки в параллелепипедный постамент.

Тяжесть, несдвигаемость.

И — пятнадцать конных городовых,

отлитых молодцов, живые памятники,

с шашками наголо, не усмешечками, как казаки, —

цокают

навстречу. А — шутить не будут.

А — не будут!?

Из глубины от нас — сви-и-ист! ви-и-изг!

А тут, через площадь от Лиговки — ломовые сани тащатся,

воз дров.

Сви-и-ист! Ви-и-изг!

И чья-то рука протянулась —

хвать полено!

да и — метнула в конного.

Со всей его гордостью, твёрдостью — а поленом в харю! Не хотел?

Метко наши ребята бросают — чуть не свалило его, схватился за лицо, кому не больно? —

И лошадь завертелась.

А — пуще свист на всю толпу! и — орут!

и десяток бросился к тем поленьям — разбирать да швырять,

из-за воза как из-за баррикады.

Двое конных было сюда — а тут нас и не возьмёшь.

Полено! — полено! — полено! — полетели как снаряды!

И помельче летят — то ли камни, то ли лёд.

А — визгу!

Перепугались лошади. Закружились — прочь уносят. В коне их сила — в коне их и слабость.

А одни ускакали — другим конным тоже не оставаться —

завернули — и прочь, туда, к Гончарной.

=    Один только коняка не шелохнулся —

Александров. Конь-то — из былины.

И — Сам.

=    Площадь — свободна, и всю запрудила толпа с Невского.

И что ж теперь? — Митинг!

И где ж? Да на постаменте ж Александровом, другого возвышенья и нет.

Взбираются, кто как горазд.

Крепко ты нас держал — а вот мы вырвались!

И кричат — кто что придумает, люди-то все случайные, говорунов ни одного:

— Долой фараонов!

Ура-а-а-а!

Долой опричников!

Толпа-то на площадь вся вывалилась, а в устье Невского, замыкая его —

полусотня казаков.

Чуть избоку на конях, снисходительно. Щёголи.

Так получилось — они тоже вроде на нашем митинге.

С нами!!

— Братьям казакам — спасибо! Ура-а-а!

Ура-а-а-а-а!

Ухмыляются казачки́, довольны.

А ура — гремит.

И что ж им, чего-то делать надо?

А — раскланиваться придумали.

Раскланиваются на стороны.

Как артисты.

Кто и — шапку снимет, поведёт низко чубатой головой.

С нами! Казаки — с нами!

 

 

К главе 14