Третье марта

 

 

 

386

 

=============

ЭКРАН

=============

Герб государства Российского.

Оркестр играет воинский марш «Гренадер» — какой украшенный! сколько венков, сколько лавров!

Ближе

Сколько острого и страшного во все стороны! Острые перья на сильных орлиных крылах, и даже вниз — как перевёрнутые пики петербургских решёток.

Еще ближе —

Верхние перья от силы и напряжения даже загнуты как когти. И две сращённых орлиных головы, с острой чешуёю грив.

Ещё крупней

И языки, высунутые как жала.

И крючковатые клювы.

Это рисовалось в тёмной древности, напугать соседей насмерть. Это — царственные византийские орлы, и через свирепые глаза их, по одному на каждом, нам не проникнуть в их невиданные замыслы.

Две головы — две половины Великой Римской империи.

Марш «Гренадер»! Какой он праздничный, какой красовитый, гирляндный. Звуки любуются сами собою.

А с тех пор — меняли, меняли этот герб, то опускали крылья, то поднимали и вытягивали, то собирали хвост, то растопыривали. Сколько занимались этими орлами от Петра! — лепили их на знамёна всех частей, в навершья знаменных: древков, на поясные бляхи, на патронные сумки. А вот таким страшным — зачем-то сделал герб Александр II после Крымской войны.

А бывают марши — ноги еле касаются земли. Вот — Парижский марш 1815 года, — марш всемирных и бескорыстных победителей: ах, ничего этого нам не надо, посмотрим и уйдём.

На черно-зелёное тело орла, на распластанные крылья набросаны, посветлей, восемь гербов царств, а спаянный центр покрыт большим щитом

Георгия Победоносца, поражающего змея с белого коня.

А с двух венчанных орлиных голов — две малых короны несут — ничем, лёгкой лентой, — несут над собой одну большую корону, объединяющую.

Она реет над гербом — ни на чём, на ленте.

Полки, полки, полки проходят где-то там внизу, под этим гербом, висящим в небе.

Отдаляясь

Опять — весь герб целиком. И теперь мы видим его внутренние скрепы. Через шеи и спаянное двойное тело усилия переданы на лапы, вся сила в этих лапах,

и держит одна лапа скипетр, другая лапа — державу, — для той, верхней, короны,

Не являет нам природа такого. Но это — крепко сочленено. Однако, на чём? Всего лишь — на узорах петербургских решёток.

А в каждом марше есть и своя печаль.

Кому — как. Не залюбуешься — а страшно.

А крепко. Это может держаться, держаться...

Но — вошёл в кадр молот на ручке, от рук невидимых,

навис сверху сбоку —

Удар!

Удар! — и —

и — нет короны! И — нет одной головы!

Римская ли, Византийская, Российская —

Удар!

под молоток!

под молоток!

И — нет державы, отбита!

Удар!

Удар! И — нет второй головы с крылом, отбиты по изломанной линии!

И осталось — спаянное тело, прикрытое Георгиевым щитом, да в одинокой лапе одинокий скипетр,

протянутый теперь неизвестно кому.

Ещё это держится неизвестно на чём —

но ещё одним ударом разбивается вбрызг!

=    И мы смотрим, как летят осколки

мимо молотобойца, ставшего на лесенке, —

мимо вывески «Аптека»  —

вниз на тротуар,

где уже лежат и прежние деревянные ощепья.

=    И кучка народа с красными лоскутами на грудях, на шапках

стоит и смотрит,

с одобрительным гулком.

Громкий марш — «Радость победы»! Под этот марш мы побеждали, под этот марш мы шагали, не зная пределов. Какие были веселья раньше! — ах, и вот оно опять!

=    И — ещё орёл, выступающий из вывески,

и — ещё его молотком!

И вот — мы понимаем марш по-новому:

=    Ещё орёл!

И — ещё молотком!

«Радость победы»! — над проклятым прошлым. Как поют и обещают трубы!

=    Невский проспект, одна сторона.

Да сколько ж этих орлов, не замечали, как изувешан ими проспект —

на вывесках присутственных мест,

дворцовых поставщиков,

других торговцев...

=    Не ленятся люди высокие лестницы изыскивать, приставляют,

а то на грузовике въезжают на тротуар: удобно бить с платформы.

И — молотком его, проклятого!

=    Или — ружейным прикладом!

=    Или — штыком поддеть! содрать!

=    А где — и палкой добить!

=    Или просто руками доламывать, деревянного.

«Радость победы»! Нельзя было веселей, чем раньше, а вот веселей! Нельзя было подхватистей, а вот...

=    Навалено осколков. И целых орлов.

Прикладами их добивают на снежном тротуаре.

Ногами ломают и топчут.

Хохот толпы, и возгласы — а ну, поддай!

=    А дворники метлами подметают, подметают...

Живо подметают, может и не весело, но поворачивайся.

В перемеси под метлой — орлиные головы, короны, державы, скипетры.

=    Перед Аничковым дворцом,

перед двумя его каменными воротцами

на тротуаре, на убитом снегу

натащили, насобрали много этих гербов, орлов, битых и целых, сложили в груду и —

=    горит! Весело занялось! уж это весело!

Подхлопывают в ладоши, друг друга локтями под бок,

другим показывают, сами смотрят.

Но и в этом марше местами удивительная певучесть,

и она незаметно переходит в марш «Тоска по родине».

=    Языки огня повторяют костровые взлёты орлиных перьев,

никогда не разгаданную костровую их обречённость! —

это и прежде было уже готовое пламя, только черно-зелёное!

Что за марш! Он — как будто не для ног! Это не столько шаг полка, — осветлённый, поднятый, он тянет нас из самой груди, и так ведёт.

Палят, палят,

охватывает огнём

державы, скипетры,

короны,

Георгии Победоносцы...

«Тоска по родине»? — полки шагают где-то далеко? И — когда, когда ещё мы вернёмся?..

=    А вот этот что-то всё не горит, всё не горит, неймёт его огонь! целый!

Не деревянный бросили...

=    А вот — широкая кисть в руке замазывает, замазывает чёрным

на высокой вывеске рисованный герб, не отдельный.

=    А солдат штыком подсовывает обломки гербов в костёр, цепляет и подкидывает их туда, гуще в огонь.

Задорное лицо.

=    А вот и злорадные.

=    А вот — весёлые, беззаботные.

Подхлопывают

маршу, который слышат все, но не все понимают. Тоска тоской, но ведь это — марш, в нём уверенное обещание и побед?

=    И стоит раззява в шинели с пуговицами,

а на каждой — герб,

герб,

герб.

Ещё и эти все пооторвать, не сразу спохватишься.

 

 

К главе 387